Памятки
«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»
- Не
говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Не
спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь
над линией собственного поведения.
- Вспомните,
сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками.
Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и
показали ему правильные?
- В
случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая
все подробности с ребенком.
- Следите,
чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке –
грустное зрелище.
- Пусть
ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он
приносит из школы.
- Читайте
сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а
не только у телевизора.
- Учите
ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите
вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело
на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером
прочитать всем членам семьи.
- Принимайте
участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет
частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень
критическим отношением к себе. Помогите ему не терять веры в себя.
«Садимся за уроки»
- Садись
за уроки всегда в одно и то же время.
- Проветри
комнату за 10 минут до начала занятий.
- Выключи
радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
- Сотри
со стола пыль.
- Проверь,
на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
- Уточни
расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
- Приготовь
письменные принадлежности для занятий.
- Эти
принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место,
которое ты всегда отводишь им на столе.
- Убери
все лишнее со стола.
- Пришло
время начать работу. Садись на стуле удобно, расстегни воротник рубашки,
если он давит на шею. Открой учебник …
«Как приучить ребенка к самостоятельности
в приготовлении уроков?»
Пусть ребенок начнет приготовление уроков
с предмета, который ему легче дается. Не отвечайте ни на один вопрос,
обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли
оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка».
Не высмеивайте ошибки своих детей.
Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите
ребенка по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь тому, что получается.
Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь».
Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».
Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки:
и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец.
Учите ребенка находить особенности и закономерности.
Задачи по математике учите читать и представлять как
происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала
рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг . И еще 5 кг слив. Сколько всего
килограммов фруктов привезли»? Первое происшествие - про яблоки. Узнаем,
сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся да другое
происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.
О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы,
скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если неточно
пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных
повторов.
Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух,
по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или неточность
художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно
читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не
перечитывайте. Это скучно.
По языку обращайте внимание на выполнение упражнений
полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух
все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном
выполнении ребенок еще раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он
выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не
злите его.
Природоведение выполняйте не только по книге.
Выпишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки, подбирайте
тексты. Ежедневно вечером отмечайте в «Дневнике наблюдений» погоду. Это
пригодится в 5 классе.
Если не успели приучить к самостоятельности в первом
классе, ваш шанс – второй. Делайте все, как в первом.
«Как готовить домашнее задание по русскому
языку».
- Работу
начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
- Выучи
или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай
задания упражнения.
- Прочитай
все упражнение. Устно выполни задания к нему.
- Выполните
упражнение письменно.
- Проверь
всю работу.
«Если к завтрашнему дню нужно выучить
стихотворение»
- Приготовление
уроков начинай с работы над стихотворением.
- Прочитайте
стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
- Прочитайте
стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм
стихотворения.
- Прочитайте
стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
- Через
несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости
заглядывая в текст.
- После
окончания домашней работы еще 2-3 раза повтори стихотворение, не
заглядывая в текст.
- Перед
сном еще раз повтори стихотворение.
- Утром
следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его
наизусть.
«Если стихотворение большое или трудно
запоминается»
- Раздели
стихотворения на четверостишия или смысловые отрывки.
- Выучи
первый отрывок.
- Выучи
второй отрывок.
- Повтори
первый и второй отрывки вместе.
- Выучи
третий отрывок.
- Расскажи
наизусть все стихотворение.
- Повтори
стихотворение еще раз перед сном.
- Утром
следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
«Как решать задачи»
- Прочитай
задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
- Запиши
задачу кратко или выполни чертеж.
- Поясни,
что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
- Подумай,
можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно
узнать сначала, что потом?
- Составь
план решения.
- Выполни
решение.
- Проверь
решение и ответ на вопрос задачи.
«Как нужно готовить задание по окружающему
миру»
- Вспомни, не открывая учебника, о
чем узнал на прошлом уроке:
- о чем рассказывал учитель?
- какие ставили опыты?
- какие рассматривали
таблицы, картины, карты?
- Прочитай в учебнике вопросы к
уроку, ответь на них.
- Прочитай в учебнике вопросы к
уроку, ответь на них.
- Прочитай текст учебника.
- Подготовься отвечать по теме
урока:
-
продумай план ответа;
-
расскажи заданное по этому плану;
- старайся не просто рассказать, но и доказать
свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных
передач, прочитанных книг;
- сделай вывод;
- открой учебник, с помощью рисунков, текста и
выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
- Выполни
задание учебника.